Методика написания диссертационного исследования

Лекция 1. 16.11.12

Книги

  • Кузин — Диссертация: методика написание и прочее
  • Кузнецов
  • Новиков
  • Резник
  • Райзберг
  • Аристен

Первые шаги

Диссертация - специальная форма научной квалификационной работы
Требования к ней:

  • Положение о порядке присуждения ученых степеней
  • Единолично
  • Новые результаты научные
  • Ссылки нужны
  • Практические результаты

Педагогическая практика — 108 часов

Важно!

  • Обосновать актуальность выбранной темы
  • Сделать нормальный анализ литературы
  • Правльно определить объект и предмет исследования
  • Собрать статистически и фактические материалы для исследования
  • разработать методические (!) аспекты решения проблемы (делался акцент, поскольку важно на защите)
  • Выводы и рекомендации по практическому использованию

Для успешной защиты и правильного построения процесса работы с научным руководителем:

Основные работы научного руководителя посмотреть.
1) Периодика подобной тематики
2) Защищенные диссеры из каталогов
3) По какой специальности
4) паспорт специальности своей почитать:Сайт Вак --> специальность --> специализация: пункты
План -> слова из паспорта специальности

Оформление

  • Титульный лист
  • Оглавление
  • Введение
  • Главы
  • Заключение
  • Список литры
  • приложение

Как подойти к работе над рукописью

1) поиск и изучение литературных источников (кто что сделал в этой области) — теоретическое обобщение опыта отечественного и зарубежного в исследованиях этой области
2) Монографии, статьи, отчеты, авторефераты
3) Определить степень разработанности проблемы (что сделано, кто сделал, прочее)

Формулировка научной проблемы:

В основе диссер исследования должна быть решена важная проблема.

Проблема -- потенциальная возможность, обусловенная между действительным и желаемым

1) существо проблемы, её актуальность, разработанность
2) Какие результаты предпологается получить в результате исследования
Обоснование актуальности исследования — обязательный этап!

Актуальность — это:

  • Новые условия и предпосылки
  • Какие запросы общества решаются вместе с данной проблемой
  • Научные проблемы, с которыми связаны проблемы исследования
  • Причины актуальности
  • Практика этой проблемы (fвторы того, что уже есть + что в работах, аспекты, этапы, должна быть некая классификация)

Как правильно сформулировать тему исследования?

Тема должна быть: актуальной, иметь научную новизну, научную значимость. При формулировке темы — обратить внимание на то, что она должна содержать характеристики объекта и предмета исследования

Объект исследования: это процесс или явление порождающий проблемную ситуацию и взятый исследователем для изучения. Предмет исследования - это то, что находится в рамках объекта, это тот аспект проблемы, рассматривая который мы познаем аспект. Предмет чаще всего совпадает с определением темы или близок к нему.

Сформулировать тему помогают:

  • Паспорт специальности
  • Предмет исследования - частное по отношению к объекту (объект - общее)
  • Цели должны соответствовать задачам
  • Не следует: внешне броское название, девизы
  • Тему можно менять, но нет смысла существенно менять. (по мнению лектора, просто не хватит времени)

Далее теоретическое, информационное и методологические основы исследования:
Теория, методология -> википедия, сделать выписки, чтобы знать что это и действовать в рамках
Методология - учение о структуре
Методика - (в диссертации разрабатываются методические предложения):

  • кто, что в каком порядке и как должен делать
  • методические предложения (фамилии упомянуть из комиссии + учёные)
  • Информационная основа исследования

Лекция 2. 20.11.2012

Рисунок 1. Раздаточный материал, алгоритм работы над диссертацией (щелкните, чтобы посмотреть оригинал)

Рассмотрение ранее защищённых диссертаций

Примеры диссертаций:
1) Название диссертации: Управление инвестирование проектов развития объектов недвижимости

Цель: Создание эффективной системы и методов управления инвестированием проектов развития объектов недвижимости.

 


 

2) Название диссертации: Реструктуризация как метод управления рыночными рисками.

Цель: Развитие теоретических основ управления рисками, в частности разработка методики синтеза.

Цель, по мнению лектора, неправильная, так как "развитие теоретических основ управления рисками" — не цель кандидатской диссертации, так как это теория(!). Также, методика — часть теории, это тоже неправильно

 

Также, является ошибкой, что в первой главе, которая называется: "Теоретические основы инвестирования" — рассмотрена специфика, охарактеризовано состояние рынка, приведён анализ его развития, но теоретических основ нет.
В таком случае, на защите обычно задают вопрос: Изложите теоретические основы вашей работы, а также предлагается обсуждение.

 

Понятия: Теория, методология, методика.

Теорияполностью оформленная система знания. (целостная система).
В реальной жизни чаще встречаются элементы приблежённые к целостной системы

При формулировке теоретичесих основ исследования в диссертации, правильнее будет : Теоретической основой произведённого исследования является работа учётных и специалистов предметной области, которая содержит нацучные идеи, т.е. теорию.

Методологияучение о структуре, методах и средствах деятельности. (Методология образования и т.п.)

 

Методология состоит (на какие вопросы надо ответить):

  • Характеристика деятельности, особенности, принципы, условия (например, условия развития экономического, критерии).
  • Понятия субъекта, объекта предмета, средства методов, инструментария
  • Временная структура деятельности(фазы, этапы)

Нужно найти классификационные признаки, определяющие направления работ учёных.
Вопросами <название> - занимались такие: фамилии, а не просто общий список по теории

В единой логике таким образом можно обобщить различные подходы

Терминологический ряд — список терминов, используемых в работе.

Методология и методика — близкие, но неравнозначные понятия. Методические основы — ближе к методологии

Лучше не использовать:
1) Термин теоретико-методологические основы
2) Методические рекомендации — лучше методические предложения

Лучше упоминать фамилии членов диссертационного совета. Сотрудников кафедры, научного руководителя.

Цели и задачи диссертационного исследования

Зависят не только от выбора темы но и от замысла исследователя. Цель должна корреспондироваться с формулировкой темы.

Если есть расхождения — очевидный промах.

Цель: Разработка чего либо. В том числе, например, методических предложений

Задачи: Шаги для достижения или приближения к цели исследования. В классической диссертации (3 главы) 8-10 задач, в среднем. Но бывают исключения.

Работу разумно начать с анализа, обобщения опыта. Например, работа по структурной перестройке экономики, нужно сделать теор. обобщение опыта реструктуризации реформирования предприятий, опыта регионов и т.п.

Необходимо развернуть проблему, дать количественные и качественные оценки.
Необходимо поставить одну или несколько задач, связанных с разработкой решения каких-либо проблем.
Необходимы материалы, доказывающие работоспособность предлагаемого автором методического инструментария.

Как формулировать задачи:

Формулировка начинается со слов:

  • Выяснить
  • Обосновать
  • Дать оценку
  • Разработать
  • Исследовать
  • Уточнить
  • Установить
  • Развить

Задачи - структура исследования. Следовательно, мы многократно используем их при написании работы

Задачи определяют результат: Уточнить понятие -> уточнено понятие

В каждом параграфе нужен результат, следовательно задачи влияют на структуру.

Пример
Реструктуризация как метод управления рыночными рисками.(см. выше)

Если в диссертации нет слов: методические предложения, рекомендации — не правильно, так как нет результата.

Структура диссертации

Структура диссертации - унифицированная. Вjзможны небольшие отличия.
Документ, объём 150 страниц, минимум 120.

Состоит из:

  1. Введение (пишется последним#)
    • Актуальность темы исследования
    • Степень разработанности
    • Цель диссертационной работы (обсудить с научным руководителем)
    • Задачи исследования
    • Предмет и объект исследования
    • Существо научной проблемы решению которой посвещена диссертация
    • Изложение теоретической, методологической и информационной основы исследования
    • Упомнять о научной новизне работы, результатах исследования*
    • Практическая цельность результатов (кому эти результаты нужны?**)
    • Опробация результатов исследования
    • Сведения о публикациях по теме диссертации (например, статьи в журналах из списка ВАК)
    • Изложение структуры работы****
  2. Основной части
  3. Заключения
  4. Библиографического списка
  5. Приложения

*В результатах должен быть элемент новизны. Нельзя смешивать результаты с новизной.
** Могут быть использованы в учебном процессе, проектной деятельности, в сфере менеджемнта. (уже получили использование, что подтверждено справками).
**** Работа состоит из стольки то разделов, в первом разделе есть то, во втором разделе рассмотрено.
#Приём: сначала написать автореферат -> Обсудить с руководителем -> написать диссертацию

Правильно: Цели и задачи обуcловили следующую структуру работы Не правильно: Глава 1. Теоретические основы
При формировании структуры основной части следует исходить главным образом из перечня намечаемых задач.

Задачи:
Объект->предмет->название->цель, раскрываемая через задачи. Набор задач — основа структуры.

При первичном рассмотрении:

  • Наименование разделов, подразделов должно быть увязано с задачами работы.
  • Неудачно сформирована структура работы.
  • Содержание разделов должно точно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать.

ВСЕ (!) Подразделы работы должны содержать результаты исследования.
Проходных или малоинформативных параграфов быть не должно.


Рекомендуется в ходе самопроверки задавать вопросы:

  • Какой из намеченных задач могут решить решения в этом параграфе
  • Какие элементы новизны

Если ответов нет, то такой раздел следует исключать из работы.

Что выносится на защиту

  • Общие требования
  • Наиболее существенные результаты должны быть получены лично автором (Новые концепции, методологические предложения, Новые методы)
  • Сущность результатов, их обоснование (Разработано то, отличие в том, например.)
  • Вводные слова: Доказано, установлено, получено, предложено, определено, выявлено, разработанно + объект научной новизины
  • Схема, методика

Далее излагается значение, например, "который основывается на использовании, или который ранее не удавалось использовать.

Таким образом достигается научная новизна

Требования: результат — осознанная структура (объект, предмет, тема, цель, задачи, структура)

Лекция 3. 23.11.12

Название диссертации должно совпадать с предметом исследования или быть близким к нему.

 

Паспорт специальности

 

Нужно отвечать всегда при написании на вопрос: Какому пункту(ам) паспорта специальности соответствует исследование?

Есть метод — использовать тему со словами из паспорта специальности. Но он не всегда эффективен, так как это ограничивает творчество.

Научная новизна результатов исследования

В чем состоит научная новизна?
Это необходимый элемент научной работы. В диссертации её необходимо сформулировать Новизна может состоять в основной идее, обозначении новой проблемы. Научная новизна исследования должна подтверждаться результатами исследования.

Признаки научной новизны:
1) Постановка новой научной проблемы
2) Введение новых научных категорий и понятий
3) Применение новых методов, инструментов, аппарата исследования
4) Найдены новые методологические аспекты проблемы
5) И т.д.
 

Признаки должны быть настолько полными, чтобы были понятны специалисту.

Необходимо, чтобы сущность научной новизны была понятно без дополнительных комментариев.

По желанию можно получить патент на элементы научной новизны.

Теоретическая значимость научной новизны может выражаться в аргументах, доказательствах, аксиомах, гипотезах и т.п.

Выявление противоречий, несоответвию новым проблемам и т.п.

Признаки и показатели практической значимости:
1) Эффективность реализации результатов
2) Масштабы возможного внедрения (использования) результатов
3) Соответствие диссертации паспорту научной специальности

Во введении указываются пункты (см. лекцию 2).

Типичные ошибки:
1) Плохое изучение паспорта специальности, на ранних этапах работы
2) Откладывание проверки соответствия
3) Опасность работы на стыке специальностей

Рекомендуется составлять специальное письменное обоснование соответствия диссертации паспорту специальности, а также документы об опробации результатов работы.

Формы опробации:
1) Обсуждения на научно-практических конференциях и семинарах
2) На лекциях (в процессе обучения)
3) Написание работ (статьи, книги)

 

Формы реализации (использование инструментариев):
1) В рамках диссертационной работы
2) Но следует иметь документы (справки) о внедрении и подобные.
Болванка справки пишется соискателем.

 

Хорошая справка:

Справка об использование результатов диссертации, ФИО
Текст: Результаты такого то раздела работы, используют при решении такой то проблемы.
А .. использовано в ..
Далее описание, какие части работы, где и почему используются.

Или экономический эффект от реализации проекта составил <сумма>.

Методы самопроверки в ходе написания работы

При перечислении задач:
1) Просмотрел ли соискатель обощение опыта, то, что было до него?
2) Соответствуют ли названия глав и подразделов задачам?

 

Необходимо постоянно контролировать, чтобы результаты соотносились с задачами исследования. (см. таблицу 1)

 

Типичные ошибки:
1) Неточно определённые объект и предметы исследования, следовательно и тема неправильно сформулирована.
2) Цель диссертационной работы не связана с темой
3) Задачи не связаны с темой


Таблицы для самопроверки (щёлкните, для просмотра в полном размере)

Планирование публикаций

Часто, при оценке работ уделяется внимание тому, чтобы были публикации о результатах исследования по каждому параграфу исследования, оценивается насколько полно опубликованы результаты исследования, поэтому важно планировать публикации

Необходимо основываясь на структуре диссертации, написать план публикаций.
Например:
Глава 1 - статья
Глава 3 - выступление на конференции

Лекция 4. 27.11.2012

На практических занятиях нужно получить ответы на вопросы:
1. Объект
2. Предмет
3. Тема
4. Цель
5. Комлпект задач (можно, например, считать: 1 параграф — одна задача)
6. План публикации

Публикация результатов исследования

На сегодняшний день соискатель должен иметь как минимум одну публикацию в журналах из списка ВАК.

К опубликованным работам относятся: монографии, научные доклады, публикации в электронных изданиях и т.п.

Как писать статьи:
1) Поиск идеи
2) План статьи

  • Аннотация (краткое описание – результаты исследования, 7—10 строк)
  • Ключевые слова (отдельные слова или словосочетания, и в названии должны быть)
  • Введение (небольшое может быть, речь об актуальности, о степени разработанности проблемы и подходы к её решению)
  • Цели и задачи, основные результаты
  • Эксперементальная часть (описывается прикладная задача, таблицы, графики – цель, показать, что разработанный выше инструментарий – работает)
  • Выводы и научная новизна
  • Заключение, результаты, список источников
     

Рекомендации:

Статья является специфическим литературным произведением.

Размещение -> выбор журнала -> формальные или неформальные требования, убедиться, что они соблюдены и т.д.

Необходимо указать, кем рекомендована статья к публикации.
Необходимо указывать ссылки на авторов, чтобы не быть уличённым в плагиате.